Проблемы с определением страны

Александр Гнилицкий
9

Популярность автора

  • О художнике:

      Александр Гнилицкий - один из самых непредсказуемых представителей украинского трансавангарда.
    Родился 17 июля 1993 года в Харькове, здесь же в 1980 году окончил Харьковское художественное училище по кафедре театрально-декорационной живописи. Затем переехал в Киев, где учился в Украинской государственной академии искусств (1981-1987 г.). Именно здесь о нем узнали, как о художнике с неограниченной внутренней свободой, которая позволила перешагнуть рамки банальной “красивости”. Свое отношение к живописи Гнилицкий заключил во фразе: «Живопись должна быть просто красивой – как блондинка, но она (живопись), как и блондинка, вечно мучается проблемой быть не только красивой, но еще и умной».
    1990 году Александр становится частью киевской художественной группы “Парижская коммуна”, где его называли не иначе как  “папа” . Это был период творческого безумия, переосмысления всех сюжетов, приемов, техник, стилей в искусстве. “Искусство — паразит, который нуждается каждый раз в новом теле и свежей крови. Искусство — жуткий незаметный микроб, но микроб чего — любви? Власти?», —  написал однажды художник.
    Гнилицкий был одним из первых в Украине, кто перенес холст своего творчество в новое измерение - видео. В проекте “Кривые зеркала. Живые картины” (1993г.) Александр вместе с Максимом Мамсиковым и Натальей Филоненко позируют в окружении пяти кривых зеркал, купленных на таких излюбленных паркоммуновцами барахолках. Они танцуют, дотрагиваются друг к  другу и наслаждаются своим искривленным изображением пока все это фиксирует камера. Концепцией проекта было исследовать виртуальные измерения в результате отражения поверхностей задних модулей искривления. Гнилицкий был также затейливым экспериментатором в плане перфомансов. Одним из самых ярких экспериментов - “Спящая красавица”(1993 г), где стеклянный гроб с лежащей в нем девушкой пронесли улицами Киева под аудиостих, написанный самим Гнилицким. Позже в 1996 г. медийный вектор своего творчества Гнилицкий активно развивал со своей второй женой, немкой украинского происхождения, Лесей Заяц в культурной организации “Институт нестабильных мыслей”. В 2000х годах, кроме работы с медиа, художник  вернулся к сюжетной живописи, наполняя новой семантикой  мифологемы  персонажей культовых мультфильмов, телесериалов, сказок и легенд (Чебурашка и Крокодил Гена, Штирлиц и Мюллер, Русалка, Кощей Бессмертный).

    Александр Гнилицкий стал первым в Украине, кто решил продавать свои “диафильмы” на арт-рынках. Его работы повидали лучшее выставки Киева, Парижа, Мюнхена, Берлина. Помимо шокирующих перфомансов и видеоарта, среди работ Гнилицкого есть и кинетические скульптуры, и портреты на виниловых пластинках, и виртуозная графика в стиле “ню”. Особый интерес он также проявлял к “предметной” живописи, будто канонизируя  бытовые предметы 80х-90х голов - тумбочки, граненые стаканы,  унитазы, стулья. Тогда это были обычные вещи, а сейчас они словно символ той эпохи.
    Художник вывел украинское искусство из-под клейма “провинциальности”, поставив его на один уровень с мировым. Уникальность его творчества заключается хотя бы в том, что несмотря на то, что  работы Гнилицкого могут быть максимально разными, в них все равно читается стиль автора. Внутренняя свобода художника прослеживается во всем, даже в выборе материалов для работы. В 1992 году  искусствовед Евгения Кокидзе пригласила художников “Парижской коммуны”  в Грузию. Во время экскурсии  Александр с женой заметили у местных торговцев какую-то “черно-красную ткань”, которая  на самом деле оказалась пастилой. Гнилицкий и Леся Заяц были настолько впечатлены  красотой и структурой такого необычного “природного материала”, что сразу нашли ему применение в своем творчестве.  Художники на выставке в  Москве выставляли этот предмет в баночках с надписью “chew with care”.
    В “Парижской Коммуне” любили удивлять, а  Гнилицкий был тем, кто объединял людей вокруг себя и подталкивал  на смелые  поступки. В том же 1992 году произошел еще один показательный случай в жизни Александра.  В Союзе художников Украины предложили сделать выставку “Диалог с Киевом” в Мюнхене, где решили проявить себя участники “Парижской коммуны” вместе с Гнилицким. Попытка представить себя на Западе показалось недостаточно яркой и запоминающейся для украинских художников. И тогда Гнилицкий инициировал с остальными кражу велосипедов на стоянке супермаркета. Когда подошла полиция, “воры” сбежали, а вот Гнилицкий остался, чтобы объяснить, кто он и зачем приехал. На следующий день про выставку “Диалог с Киевом” в Мюнхене не знал только ленивый. Тогда Гнилицкий еще не догадывался, что именно Мюнхен станет для него вторым домом. Здесь он встретил свою жену Лесю Заяц и именно здесь он провел последние годы своей жизни, параллельно сотрудничая с Киевом. В 2009 году Александр Гнилицкий умер от рака кожи в 48 лет, так и не успев окончить очередную картину.

    Образование

    • С 1976 по 1980 год учился в Харьковском художественном училище (кафедра театральной декорации).
    • С 1981 по 1987 год учился на Кафедре монументальной живописи Украинской государственной академии искусства.

    Творческие союзы и обьединения

    • 1996 Со-основатель общественной организации "Институция нестабильных мыслей" (Киев)

    Проекты и события

    Персональные выставки:
    • 2005 
    Дача. Галерея "Цех", Киев
    II Pause. RSVP Kulturverein, Мюнхен, Германия
    b-painting. Галерея Л-Арт, Киев
    Александр Гнилицкий. Живопись. Галерея М. Гельмана, Москва
    • 2003
    Ценные бумаги. Галерея М. Гельмана в Киеве
    • 1999
    Гнилицкий. Галерея Карась, Киев
    • 1998 

    Вещь в себе. Выставочный зал ЦСИ в НаУКМА, Киев
    • 1994 
    Dairy maid. Szuper Gallery, Мюнхен
    • 1991 
    По плану. Совместно с Сергеем Ануфриевым. Галерея 1.0., Москва

    Групповые выставки:
    • 2006
    Fineart Fair. "Манеж", Москва
    Арт-Москва. Центральный дом художника, Москва
    Вперед, Украина. Галерея Риджина, Москва
    • 2005 
    Новые направления. Галерея Союза художников Украины, Киев, Украина
    Проверка реальности. Дворец Искусств "Украинский Дом", Киев
    • 2004
    Fresh. Галерея М. Гельмана в Киеве, Украина
    Прощай, оружие. Музей современного искусства Пинчука, Арсенал, Киев
    Век Романтизма. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    • 2003
    Цифровая Россия вместе с Sony. Центральный дом художника, Москва
    Первая коллекция. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    Век Романтизма. Дом искусства, Львов
    Donumenta. Украинский арт-фестиваль, Ost Deutsche Gallery, Регензбург
    Ожидание Кармапы. Галерея L-art, Киев
    Мы – они. Специальный проект для ярмарки "Арт-Москва", Центральный дом художника, Москва
    Новая украинская живопись. Галерея Риджина, Москва
    • 2002
    Intersection. Международный видео-фестиваль, Erdene Zuu, Улан-Батор
    Georgia: from/to. Государственный центр современного искусства / Зверевский центр, Москва
    Арт-Манеж. Центральный выставочный зал Манеж, Москва
    Когда я был маленьким, я был Махатма... Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    Бибиков Бульвар. Галерея Soviart, Киев
    За порогом. Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва
    Убийственная красота. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    • 2001
    Iskusstwo 2000, New Art from Moscow, St. Petersburg and Kiev, City Gallery (Rosenheim, Germany);
    Благородно только непонимание о своем собственном непонимании, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина);
    Play, Международный киевский фестиваль видео-арта, Киев
    • 2000
    Alter Natura. Международный киевский фестиваль видео-арта, Киев
    Интервалы / Intervals. Государственный художественный музей, Киев; Hehie Onstad Kunstsenter, Oslo
    Две стороны. Выставочный зал Центра современного искусства в НаУКМА, Киев
    Новые направления. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    Номинальная стоимость. Украинская финансовая биржа, Киев
    • 1999 
    und ab die Post... Postfuramt, Берлин
    When the Screens Thin Down / Когда экраны становятся тоньше Passage de Retz, Париж
    Мираж. Выставочный зал Центра современного искусства в НаУКМА, Киев
    Экранная версия. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    Пинакотека. Международный арт-фестиваль, Культурный центр "Украинский дом", Киев
    Future is Now / Будущее – это сейчас. Museum for Contemporary Art, Загреб
    • 1998 
    I Am You / Я – это ты. Prora, Реген
    Крымский проект II. Ливадийский дворец, Киев
    InterMedia / ИнтерМедиа. Выставочный зал Центра современного искусства в НаУКМА, Киев
    Accommodation/Место проживания. Галерея 'At Jesuits', Познань
    HumanNature/Человеческая природа. Konsthall, Norrtaelje
    День в жизни. Выставочный зал Центра современного искусства в НаУКМА, Киев
    • 1997
    Симптоматическая анонимность. Галерея Центра Сороса в НаУКМА, Киев
    Фото...синтез. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    Парниковый аффект. Галерея Центра Сороса в НаУКМА, Киев
    • 1996 
    TrancePort, or the Flying Dutchman/ТрансПорт, или Летучий Голландец. Одесса
    В семейный альбом. Арт-галерея НаУКМА, Киев
    • 1995
    Bred in the Bone. Галерея Центра Сороса в НаУКМА, Киев
    Черно-белый. Центр современного искусства 'Брама,' Киев
    Барбарос. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    • 1994 
    Экспансия культурной революции. Культурный центр "Украинский дом", Киев
    Art Impressions. Галерея 'Алипий', Культурный центр "Украинский дом", Киев
    Свободная зона. Музей изящных искусств, Одесса
    Алхимическая капитуляция. Военный корабль 'Славутич', Севастополь
    • 1993 
    Angels Over Ukraine/Ангелы над Украиной. Gallery 369, Эдинбург
    • 1992
    New Works of Kiev Artists/Новые работы киевских художников. 'Astoria' Gallery, Хельсинки
    Штиль. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    • 1991 
    Postaneasthesia/Постанастезия. 'Kuenstlerwerstaetten Lothringerstrasse', Мюнхен
    Dialogue with Kiev/Диалог с Киевом. Villa Stuck, Мюнхен
    Художники Парижской коммуны. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    • 1990 
    Вавилон. Дворец Молодежи, Москва
    Новые фигурации. Музей литературы, Одесса
    АРТ-МИФ, Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
    • 1989 
    Between Postmodernism and Avant-Garde/ Между постмодернизмом и авангардом, Варшава
    Республиканская выставка молодых художников. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    • 1988 
    Киев-Таллин. Политехнический институт, Киев
    Мир, события, человек. Галерея Украинского Союза Художников, Киев
    Всесоюзная выставка молодых художников. Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
    З ним працювали самі авторитетні та престижні галереї: 
    Москва - галерея “01”, галерея Марата Гельмана; Мюнхен - Галерея Шупер, Віла Штук; Единбург - Галерея 369.

    Творчий шлях, художній авторитет, внесок в розвиток актуального сучасного українського мистетства та висновки спеціалістів, дають всі підстави стверджувати, що Олександр Гнилицький увійшов до історії українського мистецтва кінця ХХ століття.

    Произведения находятся в коллекциях
    Государственного Русского музея
    Национального Художественного музея Украины
    Музея Современного искусства Пинчука
    Сумского Художественного музея
    Художественного музея г. Ульяновска
    и частных коллекциях России, Украины, Германии.
  • tab1avtorvkladka3 Произведения в продаже (3)
  • tab1vkladka3 Топ 10 призведений художника (3)
0%

"Счастливые брюки", 2003 132 x 90 см, холст, масляная краска

20.000 USD

0%

"Парящие лохмотья", 2003 134 x 91 см, холст, масляная краска

20.000 USD

"Рука в руке", 1998 75 x 95 см, холст, масляная краска

18.000 USD

"Рука в руке", 1998 75 x 95 см, холст, масляная краска

18.000 USD

0%

"Счастливые брюки", 2003 132 x 90 см, холст, масляная краска

20.000 USD

0%

"Парящие лохмотья", 2003 134 x 91 см, холст, масляная краска

20.000 USD