Сергей Панич - украинский художник, родился в 1958 в Киеве. Принимал участие в "Первом украинском проекте" на 49-той Венецианской биеналле. Участник многочисленных выставок в Украине и за границей. Живет и работает в Киеве.
Образование
- Луганское художественное училище
- 1983 - Киевский государственный художественный институт
О художнике
Становление Сергея Панича не только совпадает с периодом явления украинской новой волны (вторая половина 1980-х — начало 1990-х годов), но и отразило сложность и значение этого переходного периода в становлении всего современного украинского искусства. Его творчество формировалось постепенно, одни тенденции сменялись другими.
Со слов Валерия Сахарука, искусствоведа и куротора:
Чтобы понять условия формирования будущего художника, необходимо сделать экскурс в Киев рубежа 1970-80-х годов. Столичный художественный институт, в котором он продолжил обучение после окончания художественного училища, не способствовал творчеству. Его расслабленная атмосфера, нетребовательность учебной программы и особый статус идеологического вуза оставляли студентам массу свободного времени — нужно было обладать сильной волей и целеустремленностью, чтобы не впасть в настроение всеобщей апатии и безверия, граничащих с нескрываемой иронией. Сохранился этюд, написанный Паничем в 1980 году с балкона общежития. Изображение заснеженных крыш и торцов домов на Лукьяновской, напоминающее городские мотивы Мстислава Добужинского, лишено налета той индивидуальности, которая делает последние настоящими произведениями искусства.
(...)
Панич безошибочно выбирает путь, который через несколько лет приведет его к самостоятельным творческим решениям. Одним из этапов на этом пути стала, пожалуй, первая значительная картина художника «Отнесу я Таню спать» (1985), обратившая внимание на молодого автора и вскоре приобретенная Хмельницким областным художественным музеем для своей коллекции.
Осенью 1987-о Сергей Панич работает в Карпатах. Впечатления от увиденного оказались настолько сильными, что привели к рождению работ, в которых живописный язык художника приобрел окончательную зрелость. Сегодня мы можем судить о достоинствах этой серии (преобладание красного дало ей одноименное название) по небольшому осколку, оставшемуся от нее, — маленькому полотну «Карпаты». Другие, более значительные вещи попали в московскую галерею «Марс» и разошлись по частным собраниям. Возможно, этот творческий успех послужил главным основанием для приглашения Панича в состав группы, которая в следующем году обосновалась в седневском Доме творчества ( Дом творчества Национального Союза художников Украины открытый в 1964 г. в Седневе)
Потенциал художников, съехавшихся со всей Украины, совпал с ожиданиями перемен, созревшими в стране, — за короткий отрезок времени был создан корпус работ, которые заняли особое место в истории современного украинского искусства. Сергей Панич неожиданно уходит в сторону гипертрофированной социальности, что позволило Александру Соловьеву причислить его полотна к отечественной разновидности соц-арта. Критик не заметил главного — отсутствия иронии, свойственной этому направлению. Странные, словно сошедшие с экранов советских кинотеатров 1940-50-х лет, персонажи в причудливых мешковатых костюмах на самом деле асоциальны, а их действия, вынесенные в названия картин («Мы», «Надо идти», «Здравствуй»), — ирреальны. Еще одна работа Панича («Раненая птица») стала «лицом» полемики, которая разгорелась вокруг итоговой выставки пленера на страницах газеты «Культура і життя», — сегодня она украшает коллекцию Национального художественного музея Украины.
В 1989-м Сергей Панич снова работает в Седневе. На этот раз пресловутая социальность полотен прошлого года сменяется притчевостью — «грех серьезности» (Константин Акинша) становится неотъемлемой чертой творчества художника. Несмотря на кажущееся стилистическое родство с остальными авторами новой украинской волны, Панич тяготеет к традиции — возможно, в этом кроется некая обособленность, невписываемость художника в ожидания критики, публики, рынка, не понимающих порой настоящего значения созданного им.
В работах Панича конца 1989-го — начала 1991-го все чаще начинают встречаться стилеобразующие элементы еще одной тенденции рубежа веков - украинского барокко. Некоторые полотна теряют цвет, приближаясь к монохромии и подчеркнутой графичности рисунка, другие выглядят большими раскрашенными гравюрами. В них впервые появляется текст, который с этого времени становится еще одной отличительной особенностью стиля художника.
Проекты и события
- 1992 - «Лебединое озеро", галерея «Веста», Киевский музея русского искусства.
- 1998 - "Прозрачность мира", Карась Галерея, Киев.
- 2004 - "Проекты монументов", Карась Галерея, Киев.
- 2011 - "20 лет присутсвия", Институт проблем современного искусства , Киев.
- 2015 - «Украинское современное искусство. Из приватных коллекций», галерея отеля «Коруна», Татаров.
- 2016 - "Становление", "Белое пространство» Stedley Art Foundation, Киев. Куратор Валерий Сахарук.
- 2019 - Выставка-продаж "Коллекционное украинское современное искусство", аукционный дом Золотий Перетин, Киев.