Родился: 26 марта 1880, Ямполь, Харьковская губерния
Умер: 3 июня 1930, Киев
Украинский художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней.
Образование
1896-1902 — учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище;
1902 — поступление против воли отца в Киевское художественное училище, разрыв с отцом;
1905 — исключение из училища вместе Александром Архипенко за участие в студенческой забастовке. Еще в Киевском училище он познакомился с учившимися там же Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым. С Экстер его связала длительная дружба, и в его жизни она сыграла ту же роль, что и в жизни многих современников, увлеченных идеями футуризма. Регулярно посещая Париж с 1908 года, Экстер являлась своеобразным проводником современной французской культуры. Благодаря своим широким контактам на Западе, учебе в Париже и знакомству с П. Пикассо, Ж. Браком, Г Аполлинером, а, кроме того, с Ф.-Т. Маринетти, Дж. Папини и А. Соффичи она способствовала распространению идей современного искусства в Российской империи, особенно среди футуристов, с которыми дружила.
1905-1907 — учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
Проекты и события
В 1906 году художник предпринимает путешествие по Крыму. Его спутниками были А. Грищенко и В. Денисов.
1908-1911 — возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище. Закончил 16 мая 1911 года.
1908-1910 — увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль». В это же время состоялась и первая выставка, в которой Богомазов принял участие. Благодаря Экстер уже в 1908 году Богомазов участвовал в знаменательной выставке "Звено", организованной ею совместно с Д. Бурлюком и Н. Кульбиным. Экспонентами этой выставки также были Н. Гончарова, М. Ларионов, А. Лентулов, В. Баранов-Россине. А в 1914 году Богомазов на равных с Экстер организовал выставку "Кольцо", ставившую своей задачей защиту Нового Искусства и "освобождение живописных элементов от сковывающих шаблонов". Художник показал 88 произведений живописи и графики, что можно считать его первой персональной экспозицией. Именно Богомазов стал автором афиши к выставке "Кольцо". В 1907 году Богомазов учился в училище Ф. И. Рерберга в Москве, с 1906 по 1910 это же училище посещал Казимир Малевич. Неизвестно, были ли они знакомы по учебе, но оба художника шли схожим путем, сюжеты и пластика их работ в этот период теснейшим образом соприкасались с символизмом. В 1920-е годы постоянными спутниками Богомазова по выставкам были Виктор Пальмов, Павел Голубятников, Лев Крамаренко, Леонид Чупятов, Василий Ермилов. Все эти состоявшиеся и незаурядные мастера имели некую общность - особое внимание к цвету.
1911—1915 — путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
1913 — Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» — кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
1914 — написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца». В том же 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда, полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании «О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements.»
В 1913-1914 годах мировосприятие Богомазова изменилось, резко взорвав стилистику его произведений. Проснувшаяся вдруг творческая энергия, проявившаяся обостренная восприимчивость заставили увидеть подвижность форм даже в статичных предметах. Его главный вывод: мир изменчив и непредсказуем и постоянно находится в непрерывном движении. Теперь задачу Художника Богомазов видит в адекватном воспроизведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напряжения, в передаче ритма, темпа, динамики. Благодаря Экстер Богомазов имел возможность внимательно изучать творчество итальянских футуристов, ставших безмерно популярными в передовой художественной среде с 1912 года, и, возможно, ни на кого другого так не повлияло их искусство, как на Богомазова.
К 1914 году художник прошел через все типичные для своего времени "измы": реализм, импрессионизм, немного долее задержался на символизме. Увлечение последним направлением сформировалось под влиянием О. Уайльда и К. Гамсуна, "Голубой розы" и журнала "Золотое руно" и, безусловно, подпиталось поездкой в Финляндию в 1911 году. В этот период Богомазов писал голубовато-призрачные акварели, а также стихи о грезах, туманной осени, смерти. По словам Д. Горбачева, "в его [Богомазова] многочисленных трактатах, стихах, притчах, письмах описаны, кажется, все закоулки души, вернее, все ее зеркала, все приемники внешних влияний, работающие на разных частотах".
1915—1917 — переезд на Кавказ — преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
1917 — Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы.
1917—1918 — преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе.
1918, 9 июня — выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.
1919—1920 — один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
1920—1922 — рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
После революции Богомазов активно занимался агитационно-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием. Станковая живопись отошла на второй план. А когда в конце 1920-х годов появились новые замечательные картины ("Пильщики", 1927 и "Тырсоносы", 1929), пластический язык художника существенно изменился. Теоретические исследования цвета самого художника, а также его соратников по Киевскому художественному институту Виктора Пальмова и Павла Голубятникова, привели к воплощению так называемого метода растяжки цвета, полихромности и условности цветовых отношений. Четыре основных цвета (желтый, красный, синий и зеленый) распределены в картине "Пильщики" соответственно символике: земля - красно-розовая, лица - желто-оранжевые, небо - интенсивно синее.
1922—1930 — преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. — Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 — избрание профессором станковой живописи. C 1923 — обострение туберкулёза приобретённого в годы революций.
1930, 3 июня — умер в Киеве от туберкулеза. Похоронен на Лукъяновском кладбище.
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов — Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие. После длительного забвения первая выставка Богомазова состоялась в 1966 году в Киеве в Республиканском Доме литераторов. В 1991 году в Тулузе состоялась персональная выставка с каталогом на французском языке.
Выставки
1908 - Киев , участие в выставке "Звено "
1913 - Киев , участие в выставке группы "Кольцо "
1930 - Венеция , в составе "коллекции образцовых произведений художников СССР "
1931 - Цюрих , в составе "коллекции образцовых произведений художников СССР "
1966 - Киев , небольшая персональная выставка в Киевском Доме Литераторов .
1991 - Загреб , в составе выставки Ukrainian Avant - garde of 1910s - 1930s / Ukrajinska Avangarda 1910-1930 . Muzej Suvremene Umjetnosti , Zagreb , Croatia 16.12.1990 - 24.02.1991
1991 - Тулуза , Centre rgional d'art contemporain Midi - Pyrnes , Toulouse
1992 - Киев , выставка ( задумана к 100-летию со дня рождения) в Музее украинской Искусства
2008 - Санкт - Петербург , Русский музей