Детально
Александр Дмитриевич Аксинин
(2 октября 1949, Львов — 3 мая 1985, Львовская область)
— украинский советский художник-график, живший во Львове (УССР). Высочайшая техника офорта, скрупулёзная проработка деталей и визуально-интеллектуальная компонента снискали ему имя «львовского Дюрера»[1]. Художника также называли «Пиранези XX века» за его драматичные и досконально выстроенные конструкции.
БИОГРАФИЯ
Родился в семье военного картографа Дмитрия Петровича Аксинина (1927—2005) и Людмилы Ефимовны (ур. Нестеровой, 1923—2000), служащей железной дороги. Его бабушка Александра Михайловна Нестерова (1886—1971) была репрессирована и в 1952 году, после 10 лет ссылки, приехала к дочери во Львов. Именно бабушка, бывшая учительница русской литературы, оказывала влияние на воспитание и мировоззренческое развитие внука.
В 1956—1966 годах Александр учился в престижной 52-й средней школе. Уже в детские годы проявилась его художественная одарённость, и в 1963—1966 годах, параллельно с общеобразовательной школой, он посещает вечернюю художественную школу; сохранились его многочисленные рисунки тех лет.
В 1967—1972 годах Александр учился в Украинском полиграфическом институте им. Ивана Федорова по специальности «Графика».
С мая 1973 года по май 1974 г. Александр проходил военную службу, сначала в городе Броды, а затем во Львове, куда был направлен для участия в оформлении экспозиции Музея войск Прикарпатского военного округа.
В 1974-77 годах Аксинин работал художником-дизайнером в художественном отделе проектно-конструкторского бюро министерства легкой промышленности. В 1977 году он оставляет официальную службу и занимается исключительно собственным творчеством как свободный художник.
С 1978 года Аксинин женат на Энгелине (Геле) Буряковской (1944—1982), которая после учёбы во Львовской консерватории также посвятила себя свободному творчеству — писала короткие рассказы и под влиянием Аксинина занималась графикой.
Александр и Геля были хорошо знакомы с андеграундом Москвы и Ленинграда — художниками, искусствоведами, поэтами, которые творили за пределами официально искусства, в частности, с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильёй Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром. Виктор Кривулин помог организовать в начале 1980-х несколько «квартирных» выставок художника в Ленинграде.
Аксинин также дружил и общался с прибалтийскими художниками, прежде всего, с Тынисом Винтом, с которым его связывало глубокое творческое взаимопонимание, а также Стасисом Эйдригявичусом, Велло Винном, Владимиром Макаренко и другими.
В 1981 году Александр пишет свою лаконичную автобиографию для эссе Виктора Кривулина о творчестве художника. В ней он сознательно разделяет и противопоставляет свою внешнюю и внутреннюю жизнь, и факты сочетаются с его художественным и метафизическим опытом:
В 1949 году вроде бы русский человек родился во вроде бы европейском городе Львове.
Православный.
1972 год - диплом Полиграфического института, по специальности график.
1977 год - 1-е откровение с сопутствующим ощущением времени.
1981 год - 2-е откровение с сопутствующим ощущением вечности.
1979 год - первая персональная выставка в Таллине.
1981 год - вторая в Польше.
3 мая 1985 года, возвращаясь из Таллинна, Александр Аксинин погиб в авиакатастрофе над Золочевым, недалеко от Львова.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
В начале своего творческого пути художник много работал в технике тушь-перо и акварель. В 1974 году он сделал первый офорт, и с тех пор техника офорта стала для него главной.
За свою короткую жизнь Аксинин создал 343 офорта (включая 3 неоконченных) и около 200 нетиражных колорированных офортов и графических работ акварелью и смешанной техники (гуашь, китайская тушь, типографская краска). Известны также его четыре живописные работы. Цвет в работах художника (колорированные офорты и работы смешанной техники) служит графическим, а не живописным целям[3]. 27 томов дневников художника 1965—1985 годов включают более 200 проработанных для офортов эскизов и большое количество рисунков-идей, которых хватило бы на многие годы творческой деятельности[4].
За пределами СССР имя Аксинина стало широко известным в конце 1970-х годов, когда его офорты были награждены Почётной медалью на международной биеннале «Малые формы графики» в Лодзи (1979 и 1985), а в 1981 году экслибрис для Любинского бенедиктинского монастыря был признан лучшим на конкурсе, посвящённом 1500-летнему юбилею святого Бенедикта.
О работах Аксинина трудно говорить вне той литературы, которую читал художник и люди, окружающие его. Свифт, Достоевский, Кафка, Борхес и Хлебников были для него учителями не в меньшей степени, чем Босх, Брейгель, Дюрер, Клее, Эшер, Кирико и Малевич. Среди печатной графики — серии офортов по мотивам «Алисы в Стране чудес» (1976—1977) и «Путешествия Гулливера» (1977—1978), а также визуальная интерпретация гексаграмм древнекитайской «Книги перемен» (1984—1985). В этих сериях Аксинин превращает часто тексты в часть изображения. Он «вводит в свои работы предметный ряд, который символически должен воспроизвести не какую-либо часть текста, но дать образ текста в целом, служить знаком, матрицей иллюстрируемого словесного произведения».
Аксинин был знаком не только с мировой литературой, исследованиями по семиотике и культурологии, но и с философскими текстами (как классическими — от Платона до Г. Гегеля, так и современными — Р. Ингарден, Э. Гуссерль, М. Фуко и др.), по немногим тогда доступным, главным образом, обзорным материалам и самиздату. В его дневниках часто встречаются как выписки из философской литературы, так и его собственные ассоциации и размышления по поводу созвучных мыслей и отдельных моментов теорий. Глубокое переосмысление на основе собственных представлений и соединение резонирующих концепций с его собственным пониманием, мироощущением и внутренним опытом сформировало особое интроспективно-мистическое мышление художника. Это мышление и проявлялось в его художественной практике — проблематике его работ и подходах к осмыслению и визуально-пластической интерпетации понятий времени, пространства, бесконечности и других. Такая концептуальная насыщенность придавала особую глубину его работам, добавляя дополнительный уровень интеллектуальных аллюзий, образных и дискурсивных, благодаря вкраплениям текста в работы, отсылок к философской проблематике.
Организация его работ — многослойна и многоуровнева, начиная от внешнего визуально-пластического ряда, который и сам может быть построен иерархически. Этот ряд обогащается смыслами и значениями явных и скрытых знаков, символов и текстов, подводящих не только к внешнему визуальному, но и часто тоже не легко распознаваемому и читаемому внутреннему содержанию его работ. Такое многослойное погружение требует активной роли зрителя; глубина понимания и восприятия творчества Аксинина зависит от готовности зрителя к осмыслению сложной визуально-семантической конструкции практически каждой работы художника. «Для внимательного зрителя, который захочет углубиться в необычный мир его творчества, это станет необычным интеллектуальным и эмоциональным приключением».
Тынис Винт подчеркивал, что все работы Аксинина «имеют законченную и воплощенную конструкцию, доведенную до иконной ясности. И если ты способен проникнуть в тайну их замысла, то они готовы открыть перед тобой смысл своих посланий… Цифровые ритмы центрального образа, композиционная динамика, иерархия смысловых уровней — код и основные правила игры в творчестве Александра Аксинина».
При этом работы художника не превращаются в умозрительные и выхолощенные концептуальные структуры, а напротив, глубинно эмоциональны и, как писал близкий друг Аксинина, искусствовед Дмитрий Шелест, «предельная отшлифованность техники, филигранность линии, тончайшая проработка деталей, торжественная симметрия построений, сложность плановых и перспективных решений, рафинированный контраст темного и светлого, ритмизация общего тонального решения — вот характерные черты лучших работ А. Аксинина»[5].
Творчество Аксинина нашло отражение и в научных изданиях, в первую очередь в междисциплинарном журнале «Симпозиум. Studia Humanitatis». В трех выпусках этого издания в разделе «In Memoriam» были опубликованы обширные материалы (вступительный текст и редакция И. Введенского) — статьи о творчестве А. Аксинина, философско-эстетические тексты из его дневников и воспоминания о жизни художника.
Основні персональні виставки
2017 — «Лабіринти Аксініна». Національний художній музей України (Київ).
2014 — «Alexander Aksinin. Метаграфіка: Досвід Пізнання». Львівська національна галерея мистецтв імені Бориса Возницького (Львів).
2013 — «Поетика Абсурду», Галерея «La Brique» (Франкфурт-на-Майні, Німеччина).
2012 — «Metagraphics: Alexander Aksinin», Галерея «Pionowa» (Гданськ, Польща).
2010 — «Олександр Аксінін», Державний центр сучасного мистецтва (Москва, Росія).
2009 — «Олександр Аксінін: Внутрішній досвід». Галерея «Примус» (Львів).
2008 — «Час-простір-вічність». Державний музей О. С. Пушкіна (Москва, Росія).
2008 — «Аксінін: Вічні книги — візуальні образи», Виставковий зал Донської державної публічної бібліотеки (Ростов-на-Дону, Росія).[8]
2006 — «Олександр Аксінін. День Р.». Музей сучасного образотворчого мистецтва на Дмитровській (Ростов-на-Дону, Росія).
2001 — «Офорти Олександра Аксініна», Галерея «Дзиґа» (Львів).
1992 — Центральний будинок художника (Москва, Росія).
1991 — Музей українського мистецтва (Київ).
1987 — Музей українського мистецтва (Львів).
1986 — Художній салон (Таллінн, Естонія).
1984 — Галерея сучасного радянського мистецтва (Варшава, Польща).
1981 — Галерея «Балуцка» (Лодзь, Польща).
1979 — Державний художній інститут Естонії (Таллінн, Естонія).